Изразцовые камины

Керамика испокон веков пользовалась особым спросом. В глухих деревнях, поселениях и больших городах керамика применялась повсюду, будь то кухонная утварь, детские игрушки, обереги или изящные женские украшения.


Искусство керамики - изготовление различных предметов обихода из глины - древнейший вид народного ремесла. Изделия из керамики с древних веков служили человеку, были незаменимыми помощниками в быту.


Повсюду, где находились хоть мало - мальские запасы глины, пригодной для обработки, мастера гончары изготавливали различные по форме предметы обихода - кувшины, плошки, горшки, блюда, украшения, игрушки. Все это было неотъемлемой частью жизни. Керамика различных эпох отличается формами, дизайном, цветовыми решениями, а также технологией изготовления.

Интерес к керамическим изделиям повсеместен и с веками не потерял актуальности. Мы пользовались и продолжаем пользоваться теми или иными предметами, которые прочно вошли в нашу жизнь и являются важными изделиями, без которых наша жизнь была бы..., даже сложно представить, как бы мы жили без керамики.


Отдельным видом керамического искусства являются изразцы. Весьма сложно в двух словах объяснить, что такое керамические изразцы, они весьма разнообразны, изящны, практичны, и могут просто быть украшением практически любого интерьера.

Искусство изразца было известно еще в домонгольской Руси. Первые изразцы, представлявшие собой цветные плитки с орнаментальным узором и изображением мифологических животных, появились на Руси в XI в. Позже изразцы стали применяться в храмах и церквях в виде терракотовых украшений внутреннего убранства, а также фасадов строений.


В качестве основного примера и на правах партнера сообщества Мыпечники.рф, предлагаем ознакомиться с изразцами керамической мастерской «Три Лимона»

УНИКАЛЬНЫЕ ИЗРАЗЦЫ РУЧНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОБЛИЦОВКИ КАМИНОВ И ПЕЧЕЙ

Керамическая мастерская «Три Лимона» разработала несколько готовых комплектов для облицовки каминов, но при необходимости вы можете заказать набор изразцов под любые размеры. В ассортименте мастерской более пятидесяти видов рельефных изразцов и широкая цветовая палитра.

Изразцы — важное направление работы мастерской «Три Лимона». Коллекции мастерской выполнены в стилистике московского муравленого рельефного изразца XVII–XVIII вв., характерной особенностью которой является использование исторических и сказочных сюжетов. Мастерская освоила латунное литье и самостоятельно производит латунные элементы для печей и каминов.

Монтаж изразцов выполняют профессиональные печные мастера сообщества мыпечники.рф

Основными технологическими видами керамики являются майолика, терракота, шамот, фарфор, фаянс. Они отличаются друг от друга составом глин, режимами обжига, приемами росписи и художественного оформления.

Майолика — это изделия из обожженной глины, покрытые непрозрачной глазурью с рисунком.

Терракота — предметы из обожженной цветной глины. Имеет пористую структуру, глазурью не покрывается. Характерной гаммой оттенков являются бледно-розовый, желтовато-кремовый, сероватый, кирпично-красный, вишневый. Красота изделий из терракоты — панно, рельефов, декоративных скульптур — достигается благодаря пластичности, натуральной цветовой гамме глины после обжига.

Шамот используется для создания декоративных ваз, рельефов, декоративной скульптуры. Эти изделия отличаются красивой зернистой фактурой, а декорирование глазурью придает им своеобразный колорит.

Фарфор — минеральная масса из тонкой смеси каолина, пластичной глины, кварца, полевого шпата. Изделия из фарфора отличаются белизной, тонкостенностью (тонким черепком), прозрачностью. Они не пропускают жидкость даже в неглазированном виде.

Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, у него черепок толще, не глазированный, он пропускает влагу. Изделия из фарфора и фаянса — это прежде всего посуда, а также декоративные изделия — вазы, блюда, различные композиции и т. д.

 

Основным сырьем для производства керамических изделий является глина. Она представляет собой измельченную горную породу различного химико-минералогического состава, в соединении с водой образующую тестообразную массу, способную сохранять приданную ей форму, а после обжига становиться твердой как камень. Основным свойством глины, определяющим ее пригодность для изделий, является пластичность. Глина — единственный в своем роде такой природный материал, имеющийся в большом количестве. Именно по этому признаку различают три сорта глин: высокопластичные, глины средней пластичности и низкопластичные.

 

Специалисты определяют пластичность глин на ощупь, путем разминания и растирания комочков глины в руках. Один из простейших способов оценки качества материала — сформовать длинный цилиндр, который затем следует сгибать дугой до появления трещин. Чем пластичнее глина, тем меньшим будет радиус дуги при появлении трещины. Применяют и такой способ: из глиняного теста нормальной густоты делают цилиндр длиной до 10 см, диаметром 3 см. Взяв в руки цилиндр, его медленно разрывают; если глина пластична — концы разрыва будут тонкие и длинные, если тощая — короткие и толстые. Высокопластичные глины — вязкие, "жирные". Они нежны на ощупь, хорошо тянутся, легко полируются. Блеск сохраняется и после обжига. Но такая глина разрушается при высокой температуре.

Глины низкой пластичности, песчаные, "тощие", известны под названием "глей", в изломе они матовые, шершавые на ощупь, в руках рассыпаются и практически не формуются. Их достоинство — огнеупорность. В печестроении огнеупорность материала является важным фактором. Шамотные изделия из глины в виде огнеупорных кирпичей применяют в топках печей и каминов.

И "жирные" и "тощие" глины в естественном виде не годятся для применения в производстве керамических изделий. Они требуют соответствующей доработки: в зависимости от вида изделий и качества керамической массы увеличивают или уменьшают пластичность глины. Для этого используют песок и шамот.

 

У глин различают границы пластичности - нижнюю и верхнюю. Нижняя характеризуется таким влагосодержанием, при котором нити, скатанные из глины, не способны соединяться друг с другом; верхний предел определяется таким влагосодержанием, при котором начинает появляться текучесть. Глинам присуще еще и такое свойство, как усадка, то есть уменьшение размеров без изменения формы. Различают воздушную усадку (при высушивании перед обжигом) и огневую (при обжиге). Воздушная усадка тем больше, чем выше пластичность глин. Она колеблется от 1,5 до 13 %, огневая достигает 23 % от сырого объема.

Потребителю, конечно же, эти нюансы малоинтересны, поэтому это просто ознакомительная информация.

Использовано описание видов глин - Керамика А. Чернобров


Автор статьи: Мастер по каминам Кострюков Виталий.