Что такое сухой шов (далее - С.Ш.) и для чего он нужен?

1. Сухой шов - это вертикальная щель в топливнике печи шириной 1-2см, соединяющая между собой топливник и первый колпак. С.Ш. начинается в 12 см (кирпич на ребро) от пода печи и до хайла. Тем самым объединяет топливник и первый колпак в единое целое. Играет важную роль в обеспечении конвекционных процессов пиролиза (горячие газы вверх, условно холодные вниз), которые проходят в едином пространстве топливника и колпака. Тем самым мы добиваемся равномерного прогрева по всей высоте печи, начиная с первого ряда.

2. С.Ш. необходим для отвода в процессе горения из топливника балластных и условно холодных газов. Балластные газы – это те газы, которые не принимают участие в горении. Воздух, который попадает в топку печи, сгорает не весь, в горении участвует только кислород, а азот, который составляет 4/5 объёма воздуха, газ не горючий. Чтобы убрать азот и пары воды, которая осталась в древесине, как раз и нужен С.Ш.. Эта условно холодная смесь опускается вниз топливника и через С.Ш. по короткому пути (не проходя через всю печь) отводится в трубу. В топливнике создается разряжение, и новая порция воздуха поступает в топочное пространство. Скорость тока воздуха увеличивается. В итоге в единицу времени поступает больше кислорода, что вызывает более интенсивное горение. Чем больше кислорода поступает в топливник в единицу времени, тем выше температура горения, соответственно выше процент отъёма тепла из топлива.

3. Если нам нужно согреть не только саму печь, но и, например, регистр водяного отопления, возникает вопрос, где его можно смонтировать? Устанавливая «холодное ядро» в топливник в зону горения, мы понижаем температуру пламени, тем самым снижаем КПД отъёма тепла из топлива. Если мы установим регистр («холодное ядро») в колпак - мы не влияем на горение (не остужаем), но из-за того что колпак объединён с топливником через С.Ш. холодное ядро находится в зоне конвекционных процессов и нагревается не огнём, а горячими газами, совершающими свободное движение внутри печи. Не снижая КПД отъёма тепла из топлива, мы нагреваем холодное ядро горячими газами.

4. Если у нас печь с двумя или несколькими топливниками, то возникает вопрос, как устранить неравномерный прогрев печи, дабы не провоцировать образования трещин в кладке тела печи. Вот здесь нам и помогает решить этот вопрос С.Ш. Смысл в том, чтобы каждый топливник был с С.Ш. и все С.Ш. выходили в единую газовую камеру. Получается, что все топливники объединены между собой. Если мы топим только один топливник, то газы, проходя через С.Ш. и газовую камеру, попадают в другой топливник и нагревает его. В результате вся печь прогревается равномерно и не возникает условий для образования трещин в кладке печи.

На фотографиях показан сухой шов.

Сухой шов в колпаковой печи
Сухой шов в печи

Автор статьи: Печник Михаил Яцков