Очажный Бес. При попульстительстве Домового очажный Бес в первую очередь досаждал хозяйкам. То горшок в печи опрокинет и загасит огонь, то горящие дрова из печи начнет ни с того ни ссего кидать, то дымоход ветошью заткнет, отчего изба наполнится едким дымом. Да мало ли что еще придумает от безделья очажный Бес. Очажный Бес, Бес - домосед, на улицу никогда не выходит, а если случится пожар, то сгорает вместе с избой. Живет он под печкой, где ухваты и клюшки, и похож на ухват, а потому и попадается часто хозяйке под руку вместо ухвата. Схватит этого Беса хозяйка за хвост и не заметит, а он в человечьих руках от испуга разинет рот до ушей, как у ухвата развилки, подхватит хозяйка этими развилками горшок с кашей или со щами чугунок и не успеет до огня в печку донести, как Бес немного в бок потулится, потом от жары сильней шевельнется, хозяйка дернет Беса за деревянный хвост, думая что поправляет за ручку ухват, а в это время замечется красными крыльями огонь по опечью и потянет далеко в трубу тонко выгнутую красную исчерна шею, обвитую паром, горшок выскочит из Бесьих зубов, а хозяйка на всю избу чертыхнет.
Кикимора. Случалось, что печь пригревала злую Кикимору. Некоторые крестьяне полагали,что эта нежить обитала за печью сама по себе, другие считали ее женой очажного Беса или Домового. да и в самом деле, разве не бывает доброго мужа вредная и злая жена? Днем она тихо сидела за печкой, а вечером и ночью проказила. Если сядут женщины за прялку, она им так ни с того ни с сего перепутает пряжу, что за неделю не распутать. А как только все домочадцы ложились спать, начинала щипать малышей, спящих в люльках. Иногда она забиралась во вьюшку и гремела там железным блинком и нахлобучкой. Особую неприязь Кикимора испытывала к мужчинам и при случае старалась всячески им навредить: то лапоть в дальний угол подпечка занесет, то шапку на полати забросит. Любила покуражиться Кикимора и во дворе над разной живностью, особенно над курами. Порой среди ночи она устраивала в курятнике такой переполох, что перепуганная скотина будила своими криками хозяина. Отвадить Кикимору от курятника было не так-то просто. Правда, считалось, что она панически боялась ( как Черт ладана) камня, имеющего сквозное отверстие, называемого крестьянами куринным богом. Хотя Кикимора - невидимка, кое-кому все же удавалось увидеть ее. Она была похожа на маленькую исхудалую женщину в крестьянской потрепанной одежде, с куриной головой и ногами.
Шуликаны. В сочельник перед большим церковным праздником-рождеством и крещением, темным вечером вылетают из открытой печной трубы маленькие Бесенята. У одних в руках раскаленные кочережки, а у других-сковородки с раскаленными угольями. Этот суетливый и юркий народец крестьяне прозвали Шуликанами. Они были одеты в домотканные кафтаны, а на головах имели остроконечные колпаки. Обувь Шуликанам не нужна, посколькуу них вместо ступней козлинные копыта. Если ограждали трубу крестом, прыткие Шуликаны в избе долго не залерживались. Поэтому знающие хозяйки, готовя тесто для хлебов в сочельник, отщипывали от него два маленьких кусочка, скатывали из них жгутики и клали их крестиком на вьюшку. Если же неопытная хозяйка забыла принять подобные меры предосторожности, Шуликаны уносили из подпечка кочергу, а также сковороду со сковородником. Мало того, они успевали наполнить сковороду пылающими угольями и раскалить докрасна кочергу. Со свистом и гиком вылетали Бесенята через дымоход в печную трубу и разбегались кто куда. Одни отправлялись сразу в лес, другие собирались у прорубей и перекрестков дорог. Появившегося поблизости припозднившегося прохожего Шуликаны подцепляли кочергой, жгли калеными углями и топили в проруби. Видимо, таким способом они мстили людям за то, что они лишили их теплого места за печкой.
Злыдни. По поверьям славянских народов, иногда за печкой, как тараканы, заводились маленькие бесенята-Злыдни. Злыдни приносили в дом одни только несчастья. При ссоре украинцы нередко говорили своим недругам:"Чтобы вас Злыдни побили". По ночам плясали и хохотали Бесенята, радуясь невзгодам, постигшим хозяина дома. Угомонить их мог только рассвет.