Русская печь как символ жизнеустройства традиционного быта русской деревни.

Статья за авторством Виктории Шпанагель.

Жизнь и быт семьи в традиционной русской деревне нельзя представить без русской печи. Она олицетворяет собой сердце русской избы. Стоит сказать, что сама традиционная крестьянская изба, такая, как она описывается в современной официально-научной подаче, не всегда была такой. Жизнь народа изменилась с произошедшими историческими изменениями, простой народ был поставлен на грань выживания. Не всегда было так. И вопрос о том, как жили наши предки скажем в период от 1000 до 2000 лет назад и более - спорный, ведь известно , что история много раз переписывалась, особенно история Древней Руси. Это отдельная тема, но в данной статье мы охватим период сравнительно недавнего прошлого.

Итак, печь являлась центром , вокруг которого строился весь быт, буквально существование крестьянской семьи -основной единицы, из которой состоял народ.


Еще совсем недавно русская печь грела, кормила, оберегала и лечила, мыла, парила, стирала… Особенности климата на основной территории Руси, с продолжительным периодом зимних низких температур, так как Русь страна северная, обусловил основополагающий подход к обустройству быта, а именно обязательному наличию печи именно такой, выверенной временем конструкции, как Русская.


Семьи были многочисленными. Русская печь давала возможность приготовить еду на большую семью, хлеба напечь впрок, на неделю. (По воспоминаниям Тарасова В.В., с. Гильчин, взятым из статьи Ксении Крыжанской.) «Семья то была большая, большущая семья то была. Правда, надо печку. Бабушка напечет хлеб и на целую неделю. Была печка такая большая, она много места занимала».


Народ жил бедно и мог себе позволить строительство из, так сказать, подножных и легкодоступных материалов – глины, песка. дерева. Все это обусловило особенности конструкции и основного назначения русской печи.

Известно, что хлеб стал основным продуктом питания русского человека. Мука для выпечки хлеба приготовлялась в домашних условиях или на сельской мельнице. Использовали разную муку: пшеничную высшего сорта-бус, вальцовку, крупеницу, тридцатку. Ржаную муку -ржануху, чуреку, ярицу. Муку грубого помола – простомол - использовали для обычного, повседневного хлеба, но, как известно, в хлебе из так называемой необдирной муки содержится намного больше питательных веществ - витаминов, клетчатки, микроэлементов и минералов, чем в белой муке из отшлифованного зерна. Хлеб тоже был разным. По выходным и праздникам пекли булочки, пирожки, тарочки, ватрушки,коники, глаголики, сгибни, шанежки. На Пасху пекли куличи или Пасхи. Печива много разного было. Показательно, что глагол «печь» и существительное «печь» звучат одинаково.


Вне зависимости от того, что готовится в русской печке, все получается очень вкусным –«укусным». И каша, и картошка, и борщ, и кукуруза, и различные овощи – тыква, репа, брюква… Женщина, хозяйка, готовящая пищу на семью, пользовалась особым уважением.


В печи, надо сказать, все не просто варилось, как на современной плите, а томилось при температуре, не превышающей температуру кипения. В русской печи практически не приготовлялась пища методом жарки, ведь именно жареная пища является самой тяжелой, трудно усваивается и вырабатывает нездоровые вкусовые привычки и зависимости. При приготовлении в русской печи сохранялись все витамины и минералы. Пища, приготовленная только из, как сейчас принято говорить, натуральных продуктов, действительно насыщала, давала силы и энергию, а вкус еды был неповторимым.

(По воспоминаниям Свинкина У. И. с. Заган) «И если борщ варят там, щи…у чугун все закладывает мать и у печку туда. Для борща все сразу ложилось. Вытащат, оттуда такой заа-пах такой приятный. Вот это были щи дак щи. А щас такие никто не варит. Даже тыкву вот, осенью тыкву подбирают такую и туда у печку ее. Вот она посидит там сколь часоу, потом вытаскиваем. Раз и едим, ложками скребем в детстве. Сядем за стол, и наелись все. Кукурузу ели. Чугунки большие были, печка большая. Оттуда ее вытащишь, эту кукурузу. Она как белая вся, распарится. Её ешь, она мягкая, укусная, вот. На уторое было это блюдо, на уторое, укусно. У печке усе это там укусно было. Да вот как щи были, самые укусные - это из той печки».


У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления пищи в печи, свой подход к своей родной кормилице. Ведь у каждой печи свой характер, свой норов, каждая печь неповторима.


Кроме отопления и приготовления пищи, печь использовалась в различных целях и выполняла многие функции.


Печь лечила. Когда человек простужался, его помещали на печь, чтобы он прогрелся, чтобы вышел весь «больной дух». На лежанку высыпали лечебную траву и поливали водой. Лежанку с шедшим от нее паром накрывали простыней. Сверху и клали больного, а целебный дух трав выгонял все хвори. Лечебное значение лежанки русской печи увеличивалось благодаря умелому подбору древесины для полатей, служащих ее продолжением. По возможности их старались изготовить из дуба и березы. Считалось, что древесина этих деревьев излучает положительную энергию и благотворно влияет на здоровье человека.

Печь использовалась в различных обрядах - свадебных, знахарских, магических.


Широко известен знахарский обряд «перепекания» ребенка. Искаженный и перевернутый специально, этот обряд нашел место в ложных сказках о злой Бабе-Яге, жарящей в печи детишек. Но первоначальный смысл этого обряда совершенно другой. И дошел до нас в тех же сказках. Например, в сказке «Гуси-лебеди» дети смогли спастись только после того, как спрятались в печи.


Печь в традиции древних славян представляет собой отражение вселенной, как триединого мира: небесного, земного и загробного, ровно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя. Обряд проводился знающим человеком, знахарем, обязательно в присутствии других людей -матери, повитухи. При этом рождение ребенка уподобляли выпечке хлеба. Отсюда и название «перепекание».


Сам обряд был не только медицинской процедурой, но скорее имел символический смысл. Помещение ребенка в печь могло символизировать:

- Сжигание болезни

- «Допекание» ребенка слабого, недоношенного в материнской утробе в печи, символизирующей женское чрево.

- Второе рождение. Ребенка как бы временно переносили в потусторонний, иной мир, символизируемый печью и снова возвращали, уже перерожденным, в этот.


Этот обряд был широко распространен у многих народов восточной Европы, как славянских так и неславянских. И сохранился вплоть до нашего времени.

В печке знахари приготовляли различные отвары, снадобья с заговорами-приговорами. При изготовлении такого лечебного заговора следили, чтобы задвижка печной трубы была плотно закрыта, ведь если во вьюшке или задвижке оставалась хотя бы малейшая щель, слова произносимого заговора могли просочиться в нее и выйти через печную трубу наружу. А это значило, что вместе со словами в трубу могла вылететь заключенная в них магическая сила. И ,наоборот, для освобождения от ненужного ритуалы проводились перед устьем печи с открытой вьюшкой. Печной магией излечивались множество болезней - и детских и взрослых. Многие ритуалы дошли до наших дней.


Проводились ритуалы и на «присушку» избранных и на их «отсушку», на остуду и ссору, на изжигание любви, на наказание вора… Да, разными были ритуалы… Магия Русской печи -целая наука.

В печке стирали-собирали серую золу в льняной мешочек, клали в чан с бельем, ставили в горячую печь, оставляя там на какое то время. После этого оно получалось мягким и чистым. В наше время для отбеливания белья его кипятят с разными химическими средствами. А раньше стирали специально приготовленным из печной золы настоем – щелоком. Печная зола, уголь и даже опечина (пережженная глина, находящаяся в кладке) широко применялись в народной медицине.


В печке мылись и парились. Выгребут угли и садят на под ребятишек греться, мыться да париться. Конечно и бани были, но ребятишек надо мыть часто. Чем печь не баня, и топить баню специально не надо. В русской печи может сидя париться и мыться взрослый человек.

На печных полатях, самом теплом месте в избе, обитали старики и дети. Деревянная изба сама по себе холодная, но и народ раньше были здоровее, лучше переносили холод. А детям и старикам полати принадлежали по праву: «На полатях ребятишки спали, там тепло от печки, над печкой полати делали из досок широких» (Тарасов В.В. с Гильчин)


Русская печь осталась в сердцах людей старшего поколения неотъемлемым атрибутом их детства и всей жизни. О ней вспоминают с удовольствием и глубоким уважением. Да и у последующих поколений при словосочетании «Русская печь», буквально на уровне генной памяти, возникают особые чувства.


В наше непростое время, когда происходящие события заставляют людей задуматься о своем будущем, буквально о выживании, печь пользуется особым вниманием. Многие люди приходят к решению об изменении образа жизни, переходу к жизни на земле. Возвращение к земле дает независимость, уверенность в будущем, воскрешение традиционного, проверенного временем уклада жизни.


В настоящее появились новые печи, сохраняющие все функции русской, но более экономичные, компактные, удобные в эксплуатации и не менее красивые - колпаковые печи с камерой для приготовления пищи и лежанкой. Подобные печи пользуются широким спросом. Примеры таких печей представлены на данном сайте.

Статья за авторством Виктории Шпанагель.